Выставка «Николай Гумилев – поэт, воин, путешественник» была приурочена к 135-летию со дня рождения известнейшего поэта России. Посвящена она и 100-летию со дня расстрела Николая Гумилева 26 августа 1921 года.
Гумилевское общество России, возглавляемое известным общественным деятелем, писателем, кандидатом педагогических наук, культурологом Ольгой Леонидовной Медведко, представляет проект «Художники-Гумилеву». В этом проекте основным полновесным звеном выступает Творческое объединение художников «Мастерская 18».
Первое представление выставки из 20 работ прошла на вечере памяти Николая Гумилёва в Центральном доме литераторов 15 апреля 2021, следом состоялось торжественное открытие выставки из 50 работ в выставочном зале Государственного музея А. С. Пушкина (Денежный пер. 32) 18 апреля, а далее и в других больших и малых городах России.
Творческое объединение “Мастерская 18” — это более двадцати профессионалов, состоящих в Союзе Художников России, Московском Союзе художников, Творческом Союзе художников России. Большинство участников-авторов живут и работают в Москве.
«Работая на перекрестке традиций и модернистских течений», живописцы уже осуществили бунинский, булгаковский и цветаевский юбилейные художественные проекты. Теперь подготовлены работы гумилевской темы.
Творческим объединением художников «Мастерская 18» руководит почётный член Российской Академии Художеств, член-корреспондент Международной Академии Культуры и Искусства, (член правления секции живописи Московского Союза Художников), выпускник МГАХИ им. В.И.Сурикова Андрей Евгеньевич Очнев, участник многих художественных выставок в России и за рубежом. Сам Андрей Евгеньевич представил на вернисаж осененный осенним настроением реалистический холст «Березки», что звучит прозрачным намеком на то, что юношей Н. Гумилев проводил лето в приобретенным отцом имении под Рязанью — Березки, где в 1901-1906 годах семья проводила лето. Так что глава творческого объединения, можно сказать, в смысловом плане изящно символически подошел к раскрытию темы…
В проекте “Мастерской 18” также участвуют несколько приглашенных авторов из Санкт-Петербурга и Москвы (А. Анненков, Л. Боева, И. Казарновская, В. Чурик, Ю. Авалишвили, И.Мелихова) Это своеобразный дар Гумилеву, на юбилей которого откликнулись профессиональные художники “двух столиц”.
Юлиана Бойко пастозными интенсивными «суриковскими» мазками рисует горный обрыв, и на краю его – дерево, наклонившееся навстречу ветрам под грозовым свечением неба.
Откликаясь на стихотворение Н. Гумилева «Люблю я чудный горный вид», художница дает действительно ощущение горной стремнины. Высок, суров и реалистически трагичен и по-лермонтовски мужественен изображенный пейзаж, как и сам стих Гумилева. В пейзаже нет «остроконечных вершин», зато отображена вполне строка: «Люблю над пропастью глухой, / Простором дали любоваться». Сдержанные тона картины как нельзя лучше соответствуют ее горному, грозовому настроению.
Маргарита Варварская решает тему этого же стихотворения Гумилева совершенно по-иному. Ее горы – это величие монументальной эпичности. На горизонте они заснежены, в средней части пустынно холмисты, а на переднем плане – это горный луг и на нем пасется настороженный конь. Художнице удалось передать величие гор. Их красоту. Тут есть и почти «остроконечные вершины». Но нет пропасти и неверной тропы. Главное есть горный вид во всем его взнесенном великолепии…
Роман Мажитов взял тему Египта в творчестве Н. Гумилева. Он откликнулся на стихотворные строки поэта:
«Не обломок старинного крипта / Под твоей зазвеневшей ногой, /
Есть другая душа у Египта / И торжественный праздник другой».
В трактовке художника Романа Мажитова это скорее всего праздник вечного молчания в древнеегипетской крипте, гробнице , где египетские настенные изображения, кувшин, свиток папируса и погасший века назад светильник… Получился исторический натюрморт, исполненный изящно, выверенный, исполненный хорошего вкуса. Тот же мастер кисти нарисовал Ахматову и жирафа – конечно же, откликом на известнейшее гумилевское стихотворение «Жираф», обращенное к Ахматовой. И вот она встретилась на картине Р. Мажитова с тем сказочным далеким пространством, где «изысканный бродит жираф». Это полотно как нельзя лучше соответствует теме выставки.
Ирина Руденко — член Московского Союза Художников, активный участник российских и зарубежных выставок, откликнулась своим холстом «Волшебная скрипка» на глубокое, изысканное стихотворение Н.Гумилева «Милый мальчик, ты так весел, / так светла твоя улыбка»…
Художница изобразила куклу Пьеро, выполненную, по мнению художницы, в стилистике Серебряного века и олицетворяющую образ мальчика. Кукла стоит на круглом столике у окна, из которого льется печальный свет. Она одета в белесый костюм с пышным воротником. Действительно, чем не образ Серебряного века? В руке у нее — скрипка. Правая вопрошающе протянута в пространство… У ног игрушечный велосипедик, мяч, и тут же кувшин с оголенными ветвями. Что-то немного трагически-нелепое есть в этом безлицем печальном образе, на котором не «светла улыбка»… Вот такой психологически нетривиальный опыт явился на свет из-под кисти Ирины Руденко.
Валентина Семенихина тематически решила свое участие в выставке безошибочно прямолинейно. Она дала несколько пейзажей Бежецка, города, непосредственно связанного с биографией Гумилева. Тут и колокольня Введенского монастыря и Спасо-Преображенский храм и купеческий дом, — все эти строения, живя в Бежецке, конечно видел Гумилев… Тут и Дом поэтов в селе Градницы, тот самый, что первоначально стоял в деревне Слепнево, «фамильном» имении Гумилевых. Потом, в 1930-х годах, он был разобран и перевезен на новое место. Творческая манера художницы В. Семенихиной очень пастозна, изображения эстетически оснащены, обаятельны своей легкой недосказанностью…
Пастозная манера, активное использование корпусного мазка, как мы заметили, это вообще отличительная черта многих художников, входящих в круг Творческого объединения «Мастерская 18».
Одна из самых пастозных по своей технике авторов вернисажа – Светлана Летникова. Она представила полотна – «Усталость снов», «Тишина», «Дорога ждет». Это произведения сдержанной палитры, однако они богаты разнообразной образностью. «Тишина» наиболее близка, как нам видится, к избранным художницей поэтическим строкам Гумилева – «Над городом плывёт ночная тишь / И каждый шорох делается глуше, / А ты, душа, ты все-таки молчишь, / Помилуй ,Боже, мраморные души». И действительно от заснеженного вида за окном, от кистей в кувшине, от подсвечника, от мраморной поясной женской фигуры будто веет ранней утренней тишиной…
Марина Хлыбова, профессиональный художник, фотограф и путешественник, шеф- редактор журнала “Русский турист”) отдала дань самым юным годам и впечатлениям Н. Гумилева, когда он жил и писал свои первые поэтические опыты в Грузии. Ее холст «Весна в Мцхете» хорошо передает атмосферу теплой, сердечной страны солнца и вина, которую знал и любил совсем юный Гумилев…
Грузинской теме, также удачно, отдала дань и Лиана Казновская, ее «Грузинские песнопения» — не что иное, как вид на грузинский город, возможно, это старый Тифлис, скопище домов, на которых кое-где видны за густым масляным мазком окна галерей. Дома застроили собою гору — так в Грузии и бывает. Такова она была при Гумилеве, когда он жил там в юности 1900-03 гг., такова и сегодня… Так что тема раскрыта, как и у М. Хлыбовой, верно.
Важная часть выставки составлена из портретов Н.С. Гумилева.
Нам представляется очень плодотворным графический портрет Поэта, сделанный художником Валерием Чуриком. Это разносторонний мастер, чье имя найдем в титрах мультипликационных фильмов «Крошка Енот», «Приключения кота Леопольда», полностью авторского его «Колобка». У художника большая серия портретов. В графической ее части «Константин Бальмонт», «Иван Бунин», «Михаил Зенкевич», «Григорий Петников» — это все поэты Серебряного века. К ним художник прибавил и образ Николая Гумилева, придав его глазам необыкновенную глубину, в то время как реальный Гумилев величиной и красотой глаз не отличался. Однако так как облик поэта очень реалистичен и близок к молодым фотографиям, то трактовка получилась убедительной, — фантазийной, но эстетически оправданной. Ведь глаза, как известно, — зеркало души…
Очень реальный, тонкий, даже аристократичный по подаче образ Н.С.Гумилева создал Юрий Авалишвили, выпускник Тбилисской академии художеств, член-корреспондент Международной академии современных искусств, ныне живущий в Москве. Его Гумилев человек воистину дореволюционного времени. Это не старый еще, но зрелый, в расцвете сил, индивидуум, несущий на своем лице печать благородства и тонкого достоинства. Вот таким Гумилевым увлекались женщины. Будучи таким, Гумилев женщинами увлекался… Это, как и у Валерия Чурика, карандашный портрет.
Роман Мажитов изобразил поэта по-своему, преимущественно как воина. На красном, напряженном фоне в фуражке, в полевой форме – молодой человек. Похож ли он на Гумилева? И да и нет…
На большинстве фотографий до нас дошедших, образ Поэта очень разный, очень варьированный объективом и временем – на одних фото он в усах, на других нет, на одних в военной форме, на других нет…
Потому и портреты Поэта каждый — имеет свой уклон, как то в сущности и бывает с портретами разных авторов, берущих себе темою одну живую модель.
У петербургской художницы Ларисы Боевой Гумилев дан сюжетно, романтически. Он в черном строгом сюртуке, галстуке, — как на фотографической карточке, он, молодой, смотрит на нас. А за его плечами скамейка, на которую брошен букет красных цветов, а дальше, в отдалении, в длинном темном платье, в парке среди деревьев гуляет Анна Ахматова, только что отвергшая Поэта. Сколько раз такое было… В этом портрете есть черты Гумилева, но это домашний, мягкий Гумилев. Не воин, не смелый путешественник, а интеллигентный питерский юноша с правильными чертами лица на фоне заснеженного парка, в котором все идет снег…
Также петербургский художник Анатолий Анненков дает свой лик поэта, приближенный к реальному облику. Узнаем тяжело полуприкрытые веки глаз, нос. Только несколько утрирован слишком узкий снизу подбородок, делающий лицо слишком юным… А. Анненков представил на выставке и городской пейзаж, где основной «героиней» – знаменитая Башня, где жил поэт-мудрец, ясновидящий Вячеслав Иванов, у которого бывали самые знаменитые представители литературы Серебряного Века. Гумилев сначала бывал там, однако потом произошел резкий разрыв с Вячеславом Ивановым, тогда Поэт и его друзья ушли и организовали «Цех поэтов», где Гумилев стал виднейшим из основателей акмеизма.
Один из самых удачных портретов Н.С.Гумилева принадлежит кисти талантливой художницы и педагога Аллы Цветковой, чьи работы имеются в художественных собраниях как на Востоке, так и на Западе, — мы имеем в виду как сирийский Алеппо, так и германский Берлин. Обладая оригинальным колористическим подходом к пейзажам, художница предпочла идти прямым путем и создала образ поэта-воина. Он сидит, не отстегнув офицерскую саблю, в фуражке с кокардой, в наплечных ремнях, в шинели. Лицо его скорее бледное, напряженное, волевое. В нем отразились пережитые опасности фронта. Этот человек верен присяге Государю. Таким он был, таким потом и погиб… (Может быть потому и фон стены золотой – как у святых на византийских иконах)…
Многие и многие художники, участники выставки, стремились в своих полотнах отразить события жизни и творчества Поэта. Другие шли по следам его впечатлений в путешествиях. Рисовали то, что видел или мог видеть Гумилев. К таким художникам относится Светлана Садовская, которая очень тонко отразила строку Гумилева: «Крест над церковью взнесен» из известного стихотворения. Она затронула и тему встречи юного Гумилева с поэтом Иннокентием Анненским.
Наталья Кнышева (Член Союза Художников России и член Московского Союза художников) из поэтических строк Гумилева для своей живописной версии избрала – «Видя девушек смуглых и гибких, как лозы, / Чье дыханье пьяней бальзамических смол… / Сны, которым найти не умеем названья, /Это ветер приносит их, Африка, твой!». И действительно, из «сгущенного» сдержанного цветового пространства, на нас идут фигуры девушек, одна из которых на голове несет корзину, как в Африке часто бывает, и что видят путешественники сегодняшнего дня. Вторая ее работа изображает африканские статуэтки и жирафа, упомянутого в гумилевских стихах. И третья картина того же автора – среди садовых зеленых зарослей – статуэтка, женская фигура, возможно это нимфа из строк Поэта.
Будто сама душа Африки проявилась на картине Ирины Казарновской «Река, белая цапля и ибисы». И закатный колорит равнины и излучина реки и птицы, все построено так, что прекрасно видна плавная, певучая африканская равнина. Очень поэтичен ее холст «Лес», где и огромное дерево и фантастическая птица навеяны Гумилевым – «В том лесу белесоватые стволы / Выступали неожиданно из мглы». Исполнила художница также удачные густо пастозно сделанные виды на старый город…
Юлия Колчина решила взять темою своего живописного посвящения Н.Гумилеву эпизод из его биографии. Однажды, в ответ на преподнесенный Гумилевым букет, — Ахматова капризно отреагировала — Опять цветы!.. У меня же их…” — Гумилёв вспыхнул: — Извините! Таких цветов у вас нет. Это розы из сада вдовствующей Императрицы Александры Федоровны.” Так он сделал поэтессе, в которую был влюблен, воистину царский подарок. Художница изобразила квартиру со старинной обстановкой. На первом плане картины цветы, на втором, на третьем, — можно сказать, что цветы тут «выстроили» композицию.
Наталья Лемешева выбрала из стихового наследия поэта строки – «Из букета целого сиреней / Мне досталась лишь одна сирень, / И всю ночь я думал об Елене, / А потом томился целый день». Пышным, роскошным, фактурно богатым «портретом» букета сирени художница откликнулась на выше приведенные строки, ее холст так и назван «Из букета целого сиреней». «Художник! Акварели / Тебе не будет жаль! / В купели /Расплавь свою эмаль» — на эти строки художественным откликом Н. Лемешевой стал натюрморт «Художник», на котором атрибуты творческой жизни живописца: палитра с красками на ней, банка с кистями, флакон с растворителем, тюбики. А «…о девочке тихой и скромной, / Наклоненной над книжкой Мюссе» — камерная, русская, жанровая по духу картина, где со спины – девочка с косичками у окна…
Ксения Мелешкина показала избранные холсты из серии городских пейзажей, которые могли быть гипотетически связаны с краткими дореволюционными пребываниями Н. Гумилева в Москве. Существует труд «Москва Николая Гумилева» известного литературоведа Евгения Степанова, исследовавшего эту тему. У К. Мелешкиной даны изображения — «Большая Никитская», «Хохловский переулок», «Колпачный переулок».
Кристину Энсон вдохновили строки: «Всё это кистью достохвальной / Андрей Рублев мне начертал, / И в этой жизни труд печальный / Благословеньем Божьим стал». Художница представляет холст, на котором – Спасский собор Андроникова монастыря в Москве, который расписывал в пятнадцатом веке Андрей Рублев. Вторая ее работа откликается на строки «Быстро прошли эти три дня в Джибути…» и «…По утрам ко мне в гостиницу приходили сомалийцы племени Исса, и я записывал их песни». Гумилев путешествовал по Восточной Африке, тут прямо отражен конкретный эпизод этого путешествия, зафиксированный в «Африканском дневнике».
Ольга Гусева, член Союза художников России и член Союза художников Подмосковья также посвятила свои произведения путешествиям поэта. Цветастый Восток, каким он был в прошлых веках – люди в чалмах, толпа, идущая в древнем городе под мощные арочные своды… «Миниатюрой» тут в широком понимании слова предстает сама восточная жизнь. На другом холсте в круглом «обрамлении» тут и военачальник на коне, и конные воины с копьями, и яркий общий колорит. По контрасту дана еще одна живописная работа, где царит Осень, она также могла быть рождена навстречу строкам Поэта.
На стихотворные строки Н. Гумилева «Мы в аллеях светлых пролетали, / Мы летели около воды, / Золотые листья опадали / В синие и сонные пруды» художница Елена Кабанова своими картинами отвечает пейзажно. Творчески удачен ее цикл «Светлые аллеи», особенно хороша первая часть. Есть тут и воды пруда и желтизна осенних деревьев, и гармоничная панорамность холста.
Наталья Маркина очень оригинально творчески решила поставленную задачу. Для нее отправной точкой для создания полотна стали такие слова:
«Есть музей этнографии в городе этом / Над широкой как Нил многоводной Невой / В час, когда я устану быть только поэтом, ничего не найду я желанней его…» И еще – «Я хожу туда трогать дикарские вещи, / Что когда-то я сам издалёка привёз, / Чуять запах их странный, родной и зловещий, / запах ладана, шерсти звериной и роз».
В 1913 году по заданию Санкт-Петербургской академии наук и Музея антропологии и этнографии Гумилев ездил в Эфиопию, которая тогда звалась Абиссинией, для сбора и покупки этнографических коллекций, которые потом были помещены в музей.
Наталья Маркина дала почти сновиденную трактовку — вот тень жирафа на желтизне оконных переплетов; три книги, на них подсвечник, но главное, на стене в овальной раме, туманный портрет офицера, издали напоминающий Гумилева. А может быть изображен и не музей вовсе, а один из фрагментов комнаты Гумилева, какой она могла быть… В произведении теплится для зрителя загадка…
Проходя по выставке, мы убедились в том, что целый список талантливых творцов посвятил свои холсты жизненным впечатлениям и путешествиям Поэта, которому было суждено навсегда остаться молодым…
Станислав АЙДИНЯН
заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, действительный член Международной академии современных искусств, действительный член Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов.