Пишет директор МВЦ "Дом Гумилевых" Юрий Щегольков
"И неожиданный, шальной полёт
Вернёт забытое давно умение
Увидеть то, как чья-то жизнь пройдёт
Сквозь душу, за короткое мгновение".
Один человек когда-то написал стихотворение о Питере. Мы дружили, насколько можно дружить в эру без интернета, когда живёшь в разных городах.
Человек писал стихи. Может быть и сейчас пишет. Давно не виделись и не знаю даже, где он сейчас.
Но стихотворение, отрывок, тот что я привёл в начале, я помню.
Нам в музейный центр "Дом Гумилевых" недавно передали два тома стихотворений Николая Гумилёва.
Особенность книг в том, что они - рукописные.
Пока мы знаем только фамилию, имя и отчество женщины, которая была знакома с Николаем Степановичем и всю жизнь любила его.
Где-то в начале 40-х годов прошлого века, она от руки переписывает несколько сборников его стихотворений, рассказы, и уже после смерти Сталина, когда началась оттепель, договорившись с сотрудником одного из московских издательств, делает для этих тетрадей твёрдый переплёт.
Надо сказать, что Николай Гумилёв был не просто "отменён", как говорят сейчас.
Он был запрещён. За хранение и распространение его стихотворений, за его фотографию в те годы можно было запросто пойти по этапу.
Или запросто получить пулю в затылок. Ключевое слово - "запросто"..
Я не знаю других стран, где за поэтическое слово сажали, ссылали и убивали.
У России - особая духовность. На крови.
Уже перед своей смертью женщина успевает передать книги тому самому сотруднику издательства, кто сделал переплёт.
Его сын написал мне, когда узнал, что в Бежецке открылся "Дом Гумилевых".
......
Маленькая квартира на окраине Питера. Очень много книг. Я пишу расписку от имени нашего музейного центра о приёме на постоянное хранение двух книг - двух документов эпохи.
Красная твёрдая обложка. Ровный почерк.
Указаны названия дореволюционных типографий. И год выпуска каждого сборника.
Поэта можно убить, но его послания передаются из уст в уста.
Его книги можно сжечь или изъять из библиотек, за хранение его стихотворений можно получить расстрел или лагерный срок, но люди всё равно будут пытаться сохранить память.
Какой бы мрак не был бы во дворе.
Уже скоро книги будут представлены в Бежецке.
Благодарим Александра Александровича и Юрия Александровича Машкова за сохранение удивительных документов нашей эпохи.
-0-
"И неожиданный, шальной полёт
Вернёт забытое давно умение
Увидеть то, как чья-то жизнь пройдёт
Сквозь душу, за короткое мгновение".
Один человек когда-то написал стихотворение о Питере. Мы дружили, насколько можно дружить в эру без интернета, когда живёшь в разных городах.
Человек писал стихи. Может быть и сейчас пишет. Давно не виделись и не знаю даже, где он сейчас.
Но стихотворение, отрывок, тот что я привёл в начале, я помню.
Нам в музейный центр "Дом Гумилевых" недавно передали два тома стихотворений Николая Гумилёва.
Особенность книг в том, что они - рукописные.
Пока мы знаем только фамилию, имя и отчество женщины, которая была знакома с Николаем Степановичем и всю жизнь любила его.
Где-то в начале 40-х годов прошлого века, она от руки переписывает несколько сборников его стихотворений, рассказы, и уже после смерти Сталина, когда началась оттепель, договорившись с сотрудником одного из московских издательств, делает для этих тетрадей твёрдый переплёт.
Надо сказать, что Николай Гумилёв был не просто "отменён", как говорят сейчас.
Он был запрещён. За хранение и распространение его стихотворений, за его фотографию в те годы можно было запросто пойти по этапу.
Или запросто получить пулю в затылок. Ключевое слово - "запросто"..
Я не знаю других стран, где за поэтическое слово сажали, ссылали и убивали.
У России - особая духовность. На крови.
Уже перед своей смертью женщина успевает передать книги тому самому сотруднику издательства, кто сделал переплёт.
Его сын написал мне, когда узнал, что в Бежецке открылся "Дом Гумилевых".
......
Маленькая квартира на окраине Питера. Очень много книг. Я пишу расписку от имени нашего музейного центра о приёме на постоянное хранение двух книг - двух документов эпохи.
Красная твёрдая обложка. Ровный почерк.
Указаны названия дореволюционных типографий. И год выпуска каждого сборника.
Поэта можно убить, но его послания передаются из уст в уста.
Его книги можно сжечь или изъять из библиотек, за хранение его стихотворений можно получить расстрел или лагерный срок, но люди всё равно будут пытаться сохранить память.
Какой бы мрак не был бы во дворе.
Уже скоро книги будут представлены в Бежецке.
Благодарим Александра Александровича и Юрия Александровича Машкова за сохранение удивительных документов нашей эпохи.
-0-